Использование блочно-модульной технологии при обучении младших школьников


Число различных техноло­гий необозримо. Технологии обучения можно классифицировать следующим образом:

- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);

- по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;

- по доминирующему методу обучения: программиро­ванное обучение, модульное обучение, обучение на осно­ве опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;

- по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п. Хотелось бы остановиться на блочно-модульном обучении.


Название


Цель


Сущность


Механизм


Модульное обучение


Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки


Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой


Проблемный подход, индивидуальный темп обучения



В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, мы понимаем, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение.

Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.

Возможности модульной технологии огромны, так как здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:


В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

- модульные уроки,

- модульные программы,

- модульное планирование учебного материала (технологические карты).


Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульный урок имеет свои особенности:

каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:

- урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);

- урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);

- урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);

- урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);

- урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).


Для подготовки модульных уроков требуется большая предварительная работа. Необходимо:

1. Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

2. Выделить главные основополагающие идеи.

3. Сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указать что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

4. Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов, указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

5. Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

6. Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

7. Копировать (через принтер, ксерокопии) технологические карты по числу учащихся в классе.


Алгоритм составления модульного урока:

Определение места модульного урока в теме.

Формулировка темы урока.

Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Определение способов учебной деятельности учащихся.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.


Учебных элементов не должно быть много (максимально 7), но обязательны следующие:

1 элемент — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

2 элемент — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.

3 элемент — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).


Модульная программа — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

Отбор содержания.

Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:

1. Определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);

2. Блок информации (теоретический материал темы);

отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);

3. Контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы (желательно печатный материал).

6. Распечатка модульных программ для каждого ученика.


Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

В основном блочно-модульная технология используется в среднем и старшем звене, т.к. она подразумевает высокую скорость чтения, умение учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, умения понимать смысл задания. Поэтому применение этой технологии зависит от класса, в котором работаешь.

В своей практике я использую элементы модульного обучения.

Например.

Математика 4 класс.


Объединяю в модуль

«Решение уравнений вида х·8=26+70; х: 6=18-5; 48 : х = 92 : 46»

Решение уравнении проходит после изучения тем умножение, деление многозначного числа на однозначное. Отвожу 2 часа. 1 – ый час - урок изучения новых знаний - имеет своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний; 2-ой час – урок закрепления и контроля - имеет своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний и определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками по решению уравнений.


Первый урок.


Исходя из алгоритма построения урока:

1. Определяем цель по достижению результатов, т.е. показываем, чему должны научиться.

Я использую следующее. На доске записываю уравнение

7· х = 100- 36 Кто может решить это уравнение? Возможны два варианта:

а. Если ребята помнят, как решали уравнения по нахождению неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, то повторяется алгоритм решения.

б. Если нет, то показываем уравнение 7· х = 64 Чем они отличаются, что общего?

х·8=26+70; х: 6=18-5; 48:х = 92:46 – что можете сказать про данные уравнения?

Сегодня на уроке вы будете продолжать учиться решать уравнения, в которых в правой части стоит числовое выражение. На эту тему отводится 2 урока. На втором уроке пройдет проверочная работа.

2. Выявление исходных знаний. Давайте посмотрим на левые части уравнений и определим: что в них не известно. (Повторение правил нахождения неизвестных множителя, делимого, делителя)

Для того чтобы хорошо научиться решать такие уравнения необходимо запомнить алгоритм (план) действий. Давайте повторим его вместе:

  1. Записать уравнение.

  2. Левую часть переписываем без изменений.

  3. Решаем правую часть и ответ приписываем после знака =.

  4. Находим неизвестное.

На доске решается уравнение 7· х = 100- 36 с проговариванием алгоритма.

Учащимся выдаются карточки с заданиями (уравнениями).

В карточках также использую уравнения в левой части, которых неизвестно слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

Результаты вписываю в таблицу




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Яна











2

Ангелина











3

Маша











4

Ирина











5

Антон












3. Рефлексия. - Что мы рассматривали в начале урока?

- Давайте оценим умение решать такие уравнения. Кто считает, что сейчас он стал лучше решать уравнения, чем в начале урока, поднимите руку. Кто остался на том же уровне?

- Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание.


Второй урок.

Целью этого урока будет закрепление умений и навыков в решении уравнений; перенос знаний в новые условия; проведение оценки знаний.

На данном уроке можно рассмотреть решение уравнения вида

7· х + 21 = 100- 15

В конце урока дается проверочная работа на 15 – 20 мин.

Русский язык 4 класс


В русском языке больше возможностей по применению модульного обучения. Модуль – Имя существительное 38 часов. Модульные уроки-

например, этап закрепления по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа», урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия).

Цель: уметь определять склонение имен существительных, уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных.

1 элемент.

После постановки цели раздаются задания. Если задание выполняется верно, то ученик может выполнять следующее задание, если нет – повторяет правило и исправляет ошибки.

Задание 1. Определить склонение каждого существительного.

Зима, весна, лето, осень, час, минута, ночь, карандаш, год, тетрадь, перо, птица, снегирь, река, дерево, яблоня, озеро, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, поле, ученик, юноша, вишня, смелость, дядя.


У всех детей есть листок с подсказкой.



1 скл

М.р., ж.р. – а, - я.

2 скл

М.р.,- - , с.р. – о, - е.


3 скл

Ж.р.- ь

И.П.

-а,-я

-, -о, -е

-

Р.П.

-ы,-и

-а, -я

Д.П.

-е,-е

-у, -ю

В.П.

-у, -ю

-, -я, -о, -е

-

Т.П.

-ой,-ей

-ом, -ем

П.П.

-е,-е

-е,-е

Правописание безударного падежного окончания можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения


2 элемент. Блок заданий по усвоению знаний.

Задание 2. Спишите, вставив пропущенные окончания. Проверьте их ударными окончаниями существительных вода, земля. Укажите падежи существительных.

Выехали из деревн… . Подъехали к деревн… . Подошёл к школ… . Пришёл из школ… . Сидел на яблон… . Слез с яблон… . Шёл по улиц… . Дошёл до своей улиц… . Побежал к речк… . Добежал до речк… .



Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж. Проверьте безударные окончания ударными. Подчеркните предлоги.

Перед окном з…ленеют почки на лип… . На каждой почк… капля россы. От почк… к почк… скатывается капля и падает на землю. Я пошёл по дорожк… в сад и подошёл к беседк… . На каждой зелёной веточк… висит по большой капельк… .



Задание 4. Спишите без скобок. Вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж существительных, выделите их окончания.

На ветк… (чего?) черешн… . На верхушк… (чего?) ёлк… . На постройк… (чего?) школ… . На крыш… (чего?) избушк… . По тропинк… (чего?) рощ… .



Задание 5. Вставьте предлоги с или из и допишите окончания существительных.

Скворец вылетел … скворечн… . Ворона слетела … яблон… . Принёс книги .… библиотек… . Сошёл …. горк… . Вышел …. рощ… . Приехал …. столиц… . Сбросили снег …. крыш… .



Задание 6. Напишите ответы, используя данные в скобках существительные. Укажите падеж и склонение этих существительных. Выделите их окончания.

Где сидели воробьи? (крыша, изгородь). На чём набухли почки? (яблони и сирень). Где появились гусеницы? (капуста и морковь). О чём рассказал учитель? (храбрость и отвага пограничников). Где висели скворечники? (берёза, ель).



Задание 7. Составьте из данных слов словосочетание, используя нужные предлоги. Укажите падеж и склонение существительных. Выделите окончания.

Рисует, тетрадь. Пишет, тетрадка. Лежит, кровать. Спит, кровать. Скачет, лошадь. Едет, лошадка. Гуляет, площадь. Бегает, площадка.





Задание 8. Вставьте у существительных пропущенные окончания. Выделите их.

День хвалится вечер… . Не хвались удач…, не окончив дела. Одним гус… поле не вытопчешь. Худой сеть… рыбы не наловишь. Дружба крепка не лест…, а правд… и чистот… . Трактор… пахать – не лопат… копать. Кто весной потрудится, тот осен… пов…селится. На работу – с радост…, а с работы с гордост… .



Задание 9. Спишите. Вставьте данные в скобках существительные в нужном падеже. Укажите их склонение и падеж. Выделите окончания.

Весной появились листочки на (яблоня, тополь, сирень). Хвоя растёт на (ель, пихта, сосна). На (Волга, Днепр, Енисей, Обь, Ангара) построены мощные гидроэлектростанции. Экскурсанты побывали в (Волгоград, Казань, Ульяновск).





Задание 10. Напишите ответы. Выделите и проверьте окончания существительных. Укажите склонение и падеж существительных.

Где было много грибов? (опушка, лес). Где сидели пчёлы? (ветка, сирень). Откуда слетели воробьи? (берёза и ель). Где пел скворец? (верхушка, черёмуха).



Задание 11. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Река т…чёт по долин… среди зелен… . На лужайк… ж…лтеют одуванчики. В парк… на сирен… по…вились цв…ты. У…кая доро…ка ведёт от лагеря к речк… На пашн… шум тракторов. На зелен… полей мелькают люди.



Задание 12. Спишите, вставив пропущенные окончания существительных. Укажите склонение и падеж. Выделите окончания.

В комнат… Тани стоит кровать. На кроват… белое покрывало. Около кроват… стоит этажерка. На этажерк… лежат книги. У окна стоит столик. На столик… лежат учебные вещи Тан… . На вешалк... у кроват… висит полотенц… . В комнат… всегда чисто. На столик… вещи лежат красиво. Таня заботится о ч…стоте и порядк… . Каждый день она стирает тряпкой пыль с мебел… .



Отметка о выполнении задания ставиться в таблицу.













1

Яна











2

Ангелина











3

Маша











4

Ирина











5

Антон












3 элемент.

Итог урока: - Оцените свое умение писать окончания имен существительных по 10 бальной шкале.

- Ваша оценка изменилась по отношению оценки в начале урока?

- Кому стало легче определять окончания имен существительных?

- Кто остался на том же уровне?

Домашнее задание. Индивидуальное.


Окружающий мир 4 класс.


Разработка уроков к модулю «Родной край – часть большой страны»


Урок 1.

Тема: «Наш край»

Цель: Сформировать у учащихся представления о родном крае; развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России и Челябинской области; воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование: административная карта России и Челябинской области; тесты; дидактический материал для работы дома; презентация.


I элемент.


1. Орг. момент.

2. Ребята, кто может ответить в какой области, в каком районе мы с вами живем? (Ответы детей)

А кто из вас может ответить, с какими территориями граничит наша область, каковы формы поверхности, какие полезные ископаемые добывают в Челябинской области? (Вопросы вызвали затруднения).

Мы с вами начинаем изучать тему «Родной край – часть большой страны».

К концу изучения этой темы вы сможете дать ответы на вопросы:

- Какие территории граничат с нашей областью и районом.

- Каковы формы поверхности Челябинской области, и какие полезные ископаемые добывают в области и районе.

- Вы узнаете, какие реки самые длинные, а озера – самые красивые.

Для того чтобы узнать больше нового и интересного, можно будет подготовить сообщения. Темы сообщений вы сможете выбрать в конце урока.


II элемент.


  1. Перед вами лежит тест. Напротив каждого вопроса необходимо поставить значок + знаю ответ полностью

+ знаю ответ частично

-- не знаю совсем

Сколько вопросов со знаком + ? (Ответ ребят).

Сколько вопросов со знаком - ? (Ответ ребят).

  1. Знакомство с картами области и района.

  2. Просмотр презентации.


III элемент.


Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Возьмите тесты, в которых вы ставили значки в начале урока. Прочитайте вопросы повторно и опять поставьте значки.

- У кого количество + увеличилось?

- У кого количество + осталось прежним?

Ознакомление и выбор тем сообщений.

Домашнее задание. Составить устный рассказ «Мой край» или написать сочинение «Что я могу рассказать о моем районе».







Материал к уроку.

  1. Тест


Вопросы

1ур

1ур

3ур

5ур

7ур

1. Где расположена Челябинская область?






2. С какими территориями граничит?






3. Где расположен Варненский район?






4. С какими территориями он граничит?






5. Каковы формы поверхности Челябинской области?






6. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области?

Нашем районе?












7. Какие самые большие реки у нас в области?






8. Какие реки протекают на территории района?






9. Какие растения можно встретить на территории области?






10. Какие животные обитают на территории области?






11. Какие птицы обитают на территории области?






12. Что выращивают в области?






13. Какую продукцию производят в нашем районе?








  1. Дидактический материал.



Краткое содержание

Страницы учебника

1.

Челябинская область расположена на Южном Урале. Она занимает площадь 87, 9 тыс.кв. километров. Граничит со Свердловской, Курганской, Оренбургской областями, республикой Башкортостан, государством Казахстан.

Наш район находится в юго-восточной части Челябинской области, образован 4 ноября 1926 года, 1 февраля 1963 года преобразован в Варненский сельский район. Площадь – 3853 кв. километра. Районный центр – село Варна. Граничит с территориями Чесменского, Карталинского районов и государством Казахстан.


Стр. 5

2.

Формы поверхности Челябинской области: 34% площади на востоке – низменность (Западно-Сибирская плоская равнина), 42 % центральной и южной территории занимает Зауральская холмистая равнина, 24 % занимают горы Среднего и Южного Урала.

Территория нашего района расположена на Западно-Сибирской плоской равнине.

Полезные ископаемые. В Челябинской области открыто около 400 месторождений различных полезных ископаемых. Это руды черных и цветных металлов, благородные металлы (золото, серебро), строительное сырье (гранит, мрамор, песок, глина), энергетическое сырье (уголь). В Варненском районе найдены металлосодержащие руды, графит, охра,

строительное сырье.

Земля- кормилица. Почва и ее состав.


Стр. 20








Стр. 37








Стр. 58




















3.

Водоемы. В области более 3600 рек, суммарная протяженность которых равна примерно 18000 км. Протяженность рек Урал, Миасс, Уй, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка свыше 200 км. Более половины рек находится в западной горной части области.

Реки нашего района (Верхний, Средний, Нижний Тогузак, Карталы-Аят, Арчаглы-Аят) несут свои воды в реку Тобол. Наш п. Саламат находится на территории между реками Верхний и Средний Тогузак.

Озер на территории нашей области более 3000. Многие озера славятся своей красотой, лечебными свойствами. К наиболее примечательным относятся Зюраткуль, Тургояк, Увильды, Смолино, Аракуль, Большой Сарыкуль, Подборное.

Жизнь пресного водоема.



Стр. 47















Стр. 92















4.

Растительность Челябинской области: растительность горно-лесной зоны, растительность лесостепной зоны, растительность степной зоны.

Растительность горно-лесной зоны: смешанные хвойно – широколиственные леса, светлохвойные и лиственничные леса, луга и редколесья.

Растительность лесостепной зоны: леса из березы и осины, луговая степь.

Растительность степной зоны: разнотравно-ковыльные, луговые степи, островные боры.

Вокруг нашего поселка находятся небольшие березово-осиновые лески, на полянах растут ковыль, лабазник, кровохлебка, клубника.

Стр. 61, 79

5.

Животный мир. Очень разнообразен. В лесной зоне живут бурый медведь, лиса, волк, лось, заяц-беляк, белка, куница, крот. В степях обитают заяц-русак, барсук, степной хорь. Также можно встретить косулю. Богат птичий мир Южного Урала. В лесах обитает глухарь, тетерев, в лесостепной зоне можно встретить серую куропатку, белую сову, филина, сокола-сапсана, беркута, орла-могильника. Из перелетных птиц гнездятся лебеди, серые гуси, утки, журавли. В реках и озерах обитает много разнообразных рыб: толстолобик, пелядь, рипус, хариус, карп, лещ, язь, линь, чебак, щука, окунь, карась, судак.

Стр. 118, 126

6.

Сельское хозяйство в нашем крае.

На полях нашей области выращивают пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, гречиху

Овощеводы собирают богатые урожаи капусты, моркови, свеклы, картофеля. В теплицах круглый год выращивают огурцы, помидоры, свежую зелень. В нашем районе выращивают пшеницу твердых сортов, перерабатывают её и на комбинате хлебопродуктов им. Григоровича производят макаронные изделия высокого качества. Большую прибыль области приносит животноводство. Крупный рогатый скот имеют почти все хозяйства области. Есть в Челябинской области несколько крупных птицефабрик. Они снабжают нас куриным мясом и яйцами. В Варне работает молочный завод. Он производит молоко, творог, сливочное масло. На ферме нашего поселка выращивают коров мясной породы – герефордов.

Стр. 103, 111









Урок 2.

Тема: «Поверхность нашего края. Полезные ископаемые. Почва и ее состав»

Цель: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края, подземных богатствах; познакомить с различными видами почв; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем; воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование: административная и физическая карта России и Челябинской области; коллекция полезных ископаемых; раздаточный материал;

атлас-определитель; презентация.


I элемент.


1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (устные рассказы, чтение сочинений).

Обсуждение ответов и сочинений: чей рассказ (сочинение) больше понравилось и почему.

  1. Ребята, а вы сейчас сможете мне рассказать о форме поверхности, полезных ископаемых Челябинской области, нашего района? (Ответ отрицательный)

Сегодня мы с вами рассмотрим все эти вопросы и постараемся дать на них ответы.

К концу нашего урока вы должны иметь представление о форме поверхности нашего края, какие полезные ископаемые у нас добываются, какие типы почв встречаются на территории нашей области.


II элемент.


- Рассмотреть физическую карту России. Какой рельеф видим?

- Какие встречаются формы рельефа на территории нашей области?

- Скажите, каким цветом на карте обозначаются равнины, возвышенности, плоскогорья?

Откройте стр. 21 учебника. Отметить формы поверхности Челябинской области (работа с картой). Выполнить задание № 1 Р.т. стр. 48.


Под землей в нашей области находится большое количество полезных ископаемых. Их насчитывается более 400 видов. Работа с картой (рассмотреть в учебнике, нанести значки на свою карту). Знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Выполнить задание № 1 Р.т. стр. 52 (атлас – определитель), № 2.


- Давайте вспомним, как называется верхний слой земли? (ответ)

- Как вы думаете, что может входить в состав почвы? (неполный ответ)

Попробуем вместе ответить на некоторые вопросы. Просмотр презентации.

  1. Если комочек почвы опустить в воду что можно увидеть? – пузыри, значит, в почве есть воздух.

  2. Почву поместить в чашечку, нагреть ее, держа над ней стекло?- стекло сначала запотеет, а потом на нем образуются капельки воды, значит, в почве есть вода.

  3. Если почву нагреть? – появиться дым и неприятный запах, значит, в почве есть остатки растений, насекомых. Из остатков растений и животных образуется перегной (гумус).

  4. Если почву размешать в стакане с водой? – вода станет мутной, на дне будут песчинки, значит, в почве есть песок и глина.

  5. Если взять несколько капель воды из стакана, в котором была почва и поместить на стекло, потом его нагреть то на стекле образуется белый налет. Это соль.












Какой вывод можно сделать? (Ответ учащихся: почва состоит из воздуха, воды, песка, глины, гумуса, соли).


III элемент.


Наш урок подходит к концу.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие полезные ископаемые добывают у нас в районе?


Домашнее задание.

Вписать в таблицу с Д.м. о составе почвы.

Прочитать стр. 20, 37, 58. Р.т. стр. 49 №3, стр. 53 №1

Сообщение по теме «Полезные ископаемые нашего края»












Урок 3.

Тема: «Поверхность нашего края. Полезные ископаемые. Почва и ее состав»

Цель: Закрепление у учащихся представления о поверхности родного края, знаний о подземных богатствах, различных видах почв; проверка знаний по изученному разделу; развитие познавательной активности, логического мышления.

Оборудование: раздаточный материал для опроса, презентация.



I элемент.


1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (Р.т. стр. 49 №3, стр. 53 №1, сообщения).

3. - Что мы изучили на прошлом уроке? (ответ)

Сегодня мы еще поработаем над этой темой и в конце урока проведем проверочную работу.


II элемент.


А сейчас в тесте, с которым вы работали на первом уроке, еще раз прочитайте вопросы и поставьте значки. Уменьшилось количество «--» с 1-го по 6-ой вопрос? Если да – то вы молодцы и готовы к проверочной работе, если нет, то необходимо внимательно работать при повторении.


1. Давайте еще раз посмотрим на начало презентации и вспомним основные

моменты. Просмотр презентации (части).

Ответить на вопросы.

- Какой город является главным в нашей области?

- С какими районами он граничит?

- Чем богат наш край?

- Какие формы рельефа встречаются?


2. Выполнение проверочной работы.


III элемент.

Проверьте и сдайте работы.

- Поднимите руки, кто ответил на все вопросы?

Оцените свою работу на уроке сами:

- кто считает, что работал очень хорошо?

- кто считает, что работал хорошо?

- кто считает, что работал удовлетворительно?


Домашнее задание: повторить те вопросы из проверочной работы, на которые

не смогли дать ответ.



Проверочная работа _____________________________________________


  1. Вставьте пропущенные слова.

На карту равнины нанесены ____________ цветом, возвышенности __________

цветом, плоскогорья ______________ цветом.


  1. Территория Варненского района лежит на:

а) Зауральской холмистой равнине;

б) Западно-Сибирской низменности;

в) горах Среднего и Южного Урала.


  1. Наш край лежит на материке:

а) Евразия;

б) Африка;

в) Австралия.


  1. Наш район граничит с:

а) Нагайбакским, Чесменским, Карталинским районом;

б) Государством Казахстан, Нагайбакским, Чесменским районом;

в) Карталинским, Чесменским районом, государством Казахстан.


  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи; б) геологи; в) строители.


  1. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина.


  1. На территории нашей области добывают:

а) нефть, газ; б) уголь, железные руды; в) янтарь, хрусталь.


  1. Вставить недостающие слова.

В горно-лесной зоне Челябинской области _______________ почвы.

В лесостепной зоне ______________________почвы.


9. Заполнить схему.












  1. В строительстве используют:

а) торф, железную руду, самоцветы;

б) песок, глину, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.


  1. Из остатков умерших растений и животных в почве образуется:

а) песок; б) ил; в) перегной.


  1. Разгадайте кроссворд.


По вертикали:

1. Используется в строительстве и гончарном деле.

2. Белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

4. Черный, с заметным блеском, горюч.

5. Входит в состав почвы.

6. Белый камешек растаял, на доске следы оставил.


По горизонтали:

  1. Состоит из зерен кварца, слюды, полевого шпата.

3. Остатки умерших растений и животных.

7. Используется в строительстве и производстве стекла.



1

 

 

 

2

 






 




 







 




 



4


5


 



3

 

 

 

 

 

 

 

 




 



 


 






 



 


 






 



 





6



 







7