Дидактический
материал к модулю «правописание падежных
окончаний имён существительных»
Спишите,
вставив пропущенные окончания. Проверьте
их ударными окончаниями существительных
вода, земля. Укажите падежи
существительных.
Выехали из
деревн… . Подъехали к деревн… . Подошёл
к школ… . Пришёл из школ… . Сидел на
яблон… . Слез с яблон… . Шёл по улиц… .
Дошёл до своей улиц… . Побежал к речк…
. Добежал до речк… .
Спишите,
вставляя пропущенные буквы. Укажите
падеж. Проверьте безударные окончания
ударными. Подчеркните предлоги.
Перед окном
з…ленеют почки на лип… . На каждой почк…
капля россы. От почк… к почк… скатывается
капля и падает на землю. Я пошёл по
дорожк… в сад и подошёл к беседк… . На
каждой зелёной веточк… висит по большой
капельк… .
Спишите
без скобок. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите склонение и падеж существительных,
выделите их окончания.
На ветк…
(чего?) черешн… . На верхушк… (чего?) ёлк…
. На постройк… (чего?) школ… . На крыш…
(чего?) избушк… . По тропинк… (чего?) рощ…
.
Вставьте
предлоги с или из и допишите
окончания существительных.
Скворец
вылетел .… скворечн… . Ворона слетела
.… яблон… . Принёс книги .… библиотек…
. Сошёл …. горк… . Вышел …. рощ… . Приехал
…. столиц… . Сбросили снег …. крыш… .
Напишите
ответы, используя данные в скобках
существительные. Укажите падеж и
склонение этих существительных. Выделите
их окончания.
Где
сидели воробьи? (крыша, изгородь).
На чём набухли почки? (яблони и сирень).
Где появились гусеницы? (капуста и
морковь). О чём рассказал учитель?
(храбрость и отвага пограничников).
Где висели скворечники? (берёза, ель).
Составьте
из данных слов словосочетание, используя
нужные предлоги. Укажите падеж и
склонение существительных. Выделите
окончания.
Рисует,
тетрадь. Пишет, тетрадка. Лежит, кровать.
Спит, кровать. Скачет, лошадь. Едет,
лошадка. Гуляет, площадь. Бегает, площадка.
Вставьте
у существительных пропущенные окончания.
Выделите их.
День
хвалится вечер… . Не хвались удач…, не
окончив дела. Одним гус… поле не
вытопчешь. Худой сеть… рыбы не наловишь.
Дружба крепка не лест…, а правд… и
чистот… . Трактор… пахать – не лопат…
копать. Кто весной потрудится, тот осен…
пов…селится. На работу – с радост…, а
с работы с гордост… .
Спишите.
Вставьте данные в скобках существительные
в нужном падеже. Укажите их склонение
и падеж. Выделите окончания.
Весной
появились листочки на (яблоня, тополь,
сирень). Хвоя растёт на (ель, пихта,
сосна). На (Волга, Днепр, Енисей, Обь,
Ангара) построены мощные
гидроэлектростанции. Экскурсанты
побывали в (Волгоград, Казань, Ульяновск).
Спишите,
вставив пропущенные окончания
существительных. Укажите склонение и
падеж. Выделите окончания.
В
комнат… Тани стоит кровать. На кроват…
белое покрывало. Около кроват… стоит
этажерка. На этажерк… лежат книги. У
окна стоит столик. На столик… лежат
учебные вещи Тан… . На вешалк... у кроват…
висит полотенц… . В комнат… всегда
чисто. На столик… вещи лежат красиво.
Таня заботится о ч…стоте и порядк… .
Каждый день она стирает тряпкой пыль с
мебел… .
Напишите
ответы. Выделите и проверьте окончания
существительных. Укажите склонение и
падеж существительных.
Где
было много грибов? (опушка, лес). Где
сидели пчёлы? (ветка, сирень). Откуда
слетели воробьи? (берёза и ель). Где
пел скворец? (верхушка, черёмуха).
Спишите.
Вставьте пропущенные буквы.
Река
т…чёт по долин… среди зелен… . На
лужайк… ж…лтеют одуванчики. В парк…
на сирен… по…вились цв…ты. У…кая
доро…ка ведёт от лагеря к речк… На
пашн… шум тракторов. На зелен… полей
мелькают люди.
Тест
по русскому языку
Ф.И.
________________________________
Обведи номера
верных утверждений.
Имена
существительные 3-го склонения в Д.п.
имеют окончание -е.
Имена
существительные 2-го склонения в Т.п.
имеют окончание -ом, - ем.
Имена
существительные 2-го склонения в П.п.
имеют окончание -и.
Имена
существительные 3-го склонения в Р.п.
имеют окончание - и.
Имена
существительные 1-го склонения в Т.п.
имеют окончание –ой, -ей.
Имена
существительные 2-го склонения в П.п.
имеют окончание – е.
Обведи номера
словосочетаний, где имена существительные
имеют
окончание –
е.
Пишет в
тетрадк…;
Расцвел на
сирен…;
Рисует в
тетрад…;
Гостит у
мамочк…;
Подошел к
опушк…;
Мечтал о
телефон… .
Выбери номер
строчки с нужными окончаниями и обведи
цифру.
По легкой
порош… от березк… к ел… ведут следы
белки.
–е,-е,-е,-е;
–и, -е, -и;
–и, -и, -и;
–е, -и, -и.
Обведи номера
лишних словосочетаний в каждом столбике
-е
-и
1)
мечтал об игрушк…;
1) на краю пропаст…
2)
в норе у мыш…; 2)
порхает в воздух…;
3)
приклеил к книжк…;
3) гулял на улиц…;
4)
оделся по погод…;
4) заметили в долин…;
5)
написал в тетрад…;
5) соскочил с кочк…;
6)
мечтал о мышк…; 6)
служил на Кавказ…;
7)
не выполнил из-за лен…;
7) говорили о смелост…;
8)
сбился с дорог…
8) стояли около библиотек… .
Определи
падеж, склонение, вставь пропущенные
окончания.
Держал на
ладон… (в _____ падеже, ______ склонения).
Цветы сирен…
(в _____ падеже, ______ склонения).
Прошел по
площад… (в _____ падеже, ______ склонения).
Чертил
циркул… (в _____ падеже, ____ склонения).
Разлил на
скатерт…. (в _______ падеже, _____ склонения).
Подобрался
к пещер… (в ______ падеже, _____ склонения).
Сидим в
центр… (в _____ падеже, ______ склонения).
Ударил камн…
(в _____ падеже, _____ склонения).
Ключ к
тестам
№ заданий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ответы
|
2,4,5,6
|
1,5,6
|
4
|
2,5,7,8
|
2,3,4,6
|
1.П.п.,3скл.
2. Р.п.,3скл, 3. Д.п., 3скл., 4.Т.п. 2скл
5. П.п.,3скл, 6.
Д.п.,1скл, 7. П.п., 2скл, 8.Т.п., 2скл
|
баллы
|
4 б
|
3 б
|
3 б
|
2 б
|
2 б
|
24 б
|
оценка
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
баллы
|
38-36
|
35-30
|
29-23
|
Меньше 23
|
|