Понедельник, 06.05.2024, 19:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МОУ НОШ п. Саламат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Ресурсы

Документы

Главная » Документы » Методическая копилка » Шильдибаева С.Ж.

Особенности использования дидактических игр

Особенности использования дидактических игр

на уроках в начальной школе.

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках .

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между "внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.



В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому - труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.

Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого - педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются полностью сформированными.



Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.

К концу младшего школьного возраста, III-IV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.



Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось что мышление ребенка –это как бы "недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста.

Открытый урок

Труд

Игра – урок

Тема: Техническая игрушка

планер из бумаги

Урок – игра

Телепередача «Это вы можете»

Тема: Технический труд, работа с картоном и бумагой. Техническая игрушка. Планер из бумаги.

Цель:

1)Научить делать планер из бумаги по шаблону, экономно размещать материал, соблюдать правила безопасности труда, контролировать правильность выполнения заданий. Познакомить с некоторыми профессиями, занятыми в авиации.

2)Развивать умение и навыки учащихся работы с бумагой.

3)Воспитывать аккуратность в работе, поддерживать порядок на рабочем месте во время работы, воспитывать желание помочь друг другу, чувство товарищества.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительная беседа

Тихонько сели, глазками проверили порядок на парте

-Ребята, какие телепередачи вы знаете?

-Какие больше всего любите?

-А в какие больше всего играете?

Вот сегодня мы познакомимся еще с одной передачей «Это вы можете»

3)Ведущая (роль учителя и инженера)

Дорогие телезрители, сегодня в программе телепередача «Это вы можете» (звучит музыка)

Вы побываете на современном авиазаводе, увидите сборку учебного самолета. В конце передачи вы станете очевидцами испытания новейшего сверхскоростного лайнера СШ, что значить саламатовский школьник. Вы познакомитесь с некоторыми профессиями, занятыми в авиации.

Нашей камеры установлены в одном из цехов авиазавода. Здесь работают 5 соревнующихся бригад. На стене цеха висят плакаты прочим рабочих прочитать их.

«Красна птица перьями, а человек умением»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

-Что это?

-Как вы понимаете эти пословицы?

-А какие еще вы знаете пословицы о труде?

4)Роль учителя – инженер.

Дать лексическое значение слова «инженер» (толковый словарь)

-Что мы будем делать сегодня на уроке?

А) Отгадайте загадку

-Летит птица небылица а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)

-Кто еще знает загадки о самолетах?

-Почему назвали самолет? (сам летает)

- Разберите слово по составу. (самолет- здесь 2 корня, о - соединительная гласная)

Б)Для чего нужны самолеты? (перевозка людей, груза, орошение полей, мед. помощь, военные)

-Какие марки самолетов вы знаете?

Ил – 18, 62, 76, 86.

Ту – 104,114, 134, 154.

Ан – 10, 24, 74, 124.

Як – 40, 42.

Миг – 25.

-Какие авиаконструкторы вам известны?

(Сообщения детей о некоторых авиаконструкторах)

Илюшин Сергей Владимирович – родился 1894 году – советский конструктор. Под его руководством построен самолет Ил-18, широко применяемый гражданской авиации, имеет 75-100 пассажиров, скорость его 650км/час.

Туполев Андрей Николаевич - родился в 1888 году - советский конструктор. Под его руководством построены самолеты Ту-104, 114, 154 применяемы в гражданской авиации. На борт берет 220 пассажиров, скорость его достигает 900км/час. Без посадки может пролететь от Москвы до Нью-Йорка.

Яковлев Александр Сергеевич – родился 1906 год – советский авиаконструктор. Герой социалистического труда с детских лет строил летающие модели.

Люди давно мечтали подняться в небо (показать материалы, картинки, фото самолетов. Летающих аппаратов и тд.)

В)Прочитайте предложение

-По крыльям полет – по делам почет!

-Что это?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Давайте будем помнить при работе об этой пословице.

Мы будем делать учебный самолет, для чего нужны учебные самолеты?

Какие профессии нужны, чтобы построить самолет, а потом летать?(инженер, художник, электрик, летчик, химик, металлург, стюардесса, диспетчер, и тд.)

Из каких частей состоит этот самолет?

Фюзеляж (корпус), крылья, стабилизатор (хвост)

Посмотрите на шаблоны

Покажите маленькую фигуру. Что это? (треугольник)

_ По каким признаком вы узнали, что это треугольник?

-Какие в этом треугольнике углы? (острые)

-Какие вы еще знаете углы?

-Чем отличается острый угол от тупого?

5)Физминутка.

Приготовили свои руки.

-Можешь пальцы сосчитать?

1, 2, 3, 4, 5.

На другой руке опять

1, 2, 3, 4, 5.

Десять пальцев – пара рук

Разве мало это, друг?

Десять пальцев – пара рук,

Вот твое богатство, друг!

6) Перед работой вспомним некоторые правила, а главное план работы.

1) Внимательно слушаю

2) Аккуратно выполняю разметку

3)Вырезаю строго по линиям

4) Собираю изделие

5)Работаю дизайнером (развитие творчества, фантазии)

Правила:

Что нужно помнить при работе с ножницами? (вспомним наше стихотворение)

С Ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И держа за острый край

Другу их передавай.

Лишь окончена работа,

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.


Как пользоваться кисточкой?

Для чего нужна салфетка?

Экономика материала

Для работы нужны инструменты

-Какие инструменты нам нужны сегодня на уроке?

Отгадывание ребусов

(Ножницы, кисточка)

-кто-нибудь знает загадки об этих инструментах или других?

7)Работа с пособием

1) Откройте стр 78-79

2) Чтение заданий

3)Самостоятельная работа, помощь друг другу.

4) Индивидуальная помощь инженера

5)По ходу работы – оценки бригадам и рабочим.

«Золотые ручки»

«Очумелые ручки»

«Самоделки»

«Волшебники»

«Трудяги

6)Могут некоторые рабочие «выделить» свои самолет.

8)У нас получился учебный самолет.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро убери,

В портфель все вещи положи.

Клеенку тряпкой оботри,

Потом сложи и убери.

А вот летчиков готовят в специальных учреждениях, в разных городах.

-Какой город центр нашей области, столица Южного Урала? (Челябинск)

Да, в городе Челябинск есть учреждение, где готовят летчиков, это ЧВВАКУШ (Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов)

В г. Троицк – Троицкое авиационная школа механиков.

Очень много героев Советского Союза, которые воевали в ВОВ – летчики Гастелло В. Н, Бурденюк А. А, Газизулин И.Г. Евстигнеев К. А и др.

9)Поиграем в игру

Для этого нужно выбрать:

Пилота

Бортинженера

Стюардессу

Диспетчера

Ведущий: Переходим в испытанию самолета.

-Дорогие телезрители!

Наши камеры установлены на борту современного сверхскоростного самолета. Мы присутствуем при испытании новейшей марки самолета С.Ш. Это первый самолет учебной серии.

Диспетчер: -Экипажу приготовится к полету!

Экипаж: - Есть, приготовится к полету!

Диспетчер: - Проверить моторы!

Экипаж: - Есть, проверить моторы!

Бортпроводница: -Уважаемые пассажиры, послушайте справку.

Наш рейс выполняет пилот 2 класса –

Бортинженер-

Полет будет проходить на высоте 10000м, скорость 100км/час. Время полета 45 минут. Во время полета не разрешается вставать с мест. К вашим услугам прохладные напитки, конфеты! Приятного вам полета!

Бортпроводница –

Диспетчер – Завести моторы!

- Пуск!

Бортпроводница раздает конфеты « Взлет» детям и гостям.

(Звучит музыка)

Ведущий – Дорогие телезрители! Перед вами усовершенствованная кабина с множеством ручек, переключателей, рычагов. Малейшее движение штурвала и самолет ложится на правый курс, малейший поворот ручки самолет взмывает вверх. Дрожат стрелки, мигают огоньки. Сколько же нужно знать, чтобы вести такой самолет! Какие наши пилоты молодцы!

Наш полет подходит к концу. Через несколько минут самолет осуществит посадку в заданном районе, Впредь он будет регулярно летать по маршруту «5»

Дорогие телезрители! В заключении передачи хотелось бы еще раз перечислить различные профессии с которыми вы сегодня познакомились. (пассажиры помогают).

Наша передача подошла к концу. Над передачей работала:

Шильдибаева Сауле Жангирхановна – учитель.

Свои отзывы о передаче пишите по адресу:

Челябинская область, Варненский район, п. Саламат, ул. Южная 9. Начальная школа.

Категория: Шильдибаева С.Ж. | Добавил: stas (17.01.2013)
Просмотров: 1616 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Погода

Все права защищены! © 2024
Бесплатный хостинг uCoz